Учителя школы принимают участие в конкурсах профессионального мастерства. 





1.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.    ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ

3.    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

4.    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

5.    ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (1-Й КЛАСС)

6.    РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

7.    ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-Й КЛАСС)

8.    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

9.    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

10.    ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

11.    ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

           12.        ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

           13.        СИСТЕМА ОЦЕНКИ  ДОСТИЖЕНИЯ  РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ

           14.        СИСТЕМА ОЦЕНКИ И УЧЕТА ВНЕУЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

           15.        СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

          16.        НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ







1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа (ООП) МОУ Ольхово-Рогская СОШ определяет содержание и организацию образовательного про-цесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное и интеллектуальное развитие, социальное и лич-ностное становление. Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучаю-щихся.
Основная образовательная программа разработана совместно с Советом школы и педагогическим коллективом, рассмотрена на заседании педагогического совета, на общешкольном родительском собрании, утверждена приказом директора школы и представлена на сайте в сети Интер-нет.
Образовательная программа школы выполняет следующие функции:
-    структурирует содержание образования в единстве всех его составляющих компонентов – содержательных, методологических, культурологических, организационных;
-    определяет педагогические условия реализации содержания образования, требования к объему, темпам и срокам прохождения учебного материала;
-    определяет подходы к содержанию и формам реализации контрольно-диагностической функции, базирующейся на современных мониторинговых технологиях оценки качества образования;
-    определяет ресурсы эффективности образовательного процесса: уровень профессионально-педагогической подготовки коллектива, состояние образовательной среды школы, уровень методической обеспеченности образовательного процесса, степень информатиза-ции образовательного процесса.
Основная  образовательная программа содержит следующие разделы:
1.    Пояснительная записка.
2.    Учебный план.
3.    Программы учебных предметов, курсов.
4.    Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
5.    Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
6.    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
7.    Программа социальной деятельности обучающихся.
8.    Система дополнительного образования.
9.    Система оценки достижения образовательных результатов освоения ООП.
10.    Система оценки внеучебных достижений учащихся.
Содержание основной образовательной программы сформировано с учетом социокультурных особенностей Ростовской области, Мил-леровского района, с. Ольховый Рог.
ООП предусматривает:
-    достижение результатов освоения ООП всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоро-вья;
-    выявление и развитие способностей обучающихся через систему дополнительного образования и систему проектно-исследовательских технологий, активной социальной практики;
-    участие обучающихся и их родителей, педагогов и общественности в развитии внутришкольной социальной среды;
-    проектирование образовательного процесса на принципах системно-деятельностного подхода;
-    создание условий для самореализации обучающихся в разных видах деятельности.
ООП разработана в соответствии с Уставом школы и локальными актами учреждения.
ООП предоставляется для ознакомления родителям, обучающимся, педагогам как основа договора о выполнении обязательств всеми уча-стниками образовательного процесса по достижению качественных результатов на каждой ступени образования.
Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники школы, родители (законные представители) обучающихся.
Особенность ООП заключается в разумном сочетании требований действующего стандарта 2004 и перспективных мер по переходу к но-вым требованиям утвержденного стандарта для начального общего образования и в дальнейшем к созданию условий для реализации требований стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования. Переходный этап требует переосмысления целевых установок на новые образовательные результаты, изменений методологических подходов в организации образовательного процесса, создание новой оценочной систе-мы, обеспечивающей качество образования. Поэтому структура ООП учитывает компоненты Примерной ООП для начального общего образования в соответствии с утвержденным стандартом и  проекта ФГОС основного общего образования.
Новые понятия:
Вариативная часть учебного плана – часть, формируемая участниками учебного процесса и включающая внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части учебного плана и преду-сматривающая следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики и т. д.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения системы общечеловеческих ценностей и системы культурных, духовных и нравственных ценностей российского народа.
Инновационная профессиональная деятельность – создание и распространение новшеств (технических, потребительских и иных), нового или усовершенствованного процесса на основе результатов научных исследований, научных разработок или иных научных достижений.
Компетенция – актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений, способная адекватно вопло-щаться в деятельности человека при решении возникающих проблем.
Компетентность – качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщен-ных способ деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и твор-чески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей.
Личностные результаты – ценностные ориентации выпускников соответствующей ступени общего образования, отражающие их инди-видуально-личностные позиции, мотивы деятельности, в том числе образовательной, социальные чувства, личностные качества.
Метапредметные результаты – метапредметные знания и обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.
Мотивация – система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведе-ния.
Образовательная среда – дидактическое понятие, совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования обу-чающихся. Образовательная среда нацелена на создание целостности педагогических условий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся.
Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.
Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творче-ской деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социаль-ную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
Основная цель образовательной программы – обеспечение равных возможностей получения качественного общего образования каждым обучающимся. Целевые ориентиры на каждой ступени образования определены на основе методологии личностно-ориентированного подхода, соответствующего гуманитарной направленности отечественного образования и демократическим свободам гражданского общества. Целью реали-зации ООП является обеспечение достижения качественных образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных.
Школа реализует начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование, определяя следующие целевые установки:
начальное общее образование:

·    формирование системы учебных и познавательных мотивов – умения принимать и реализовывать учебные цели, умение планиро-вать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

·    формирование основ нравственного поведения, здорового образа жизни и личностного развития;

основное общее образование:

·    обеспечение личностного самоопределения обучающихся – гражданской позиции, мировоззрения, профессионального выбора;

·    развитие способностей самостоятельного решения проблем в разных видах деятельности;

среднее (полное) общее образование:

·    обеспечение самореализации и самосовершенствования обучающихся на основе индивидуальных потребностей в образовании.

В результате освоения образовательных программ выпускник школы должен обладать следующими качествами:
-    открытость новому знанию, социальному опыту, инновационным процессам;
-    активность гражданской позиции и ориентация на демократические ценности;
-    сформированность общеучебных умений, информационных и коммуникативных компетенций;
-    овладение метапредметными умениями для самореализации в условиях непрерывного образования;
-    готовность к самоопределению и самовыражению;
-    ответственность за свои поступки и принятые решения.
Основные принципы формирования образовательной программы – преемственность ступеней обучения, вариативность учебных кур-сов, системность контроля уровня освоения учебных программ, интеграция общего и дополнительного образования, индивидуализация на основе дифференциации и профилизации, социально-педагогическая поддержка  детей с ограниченными возможностями, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, здоровье сберегающие технологии.
 Основаниями для формирования документа на предстоящий учебный год стали:
-    современные требования к образовательным результатам освоения основной образовательной программы ФГОС;
-    опыт инновационной образовательной практики педагогического коллектива;
-    изучение социального заказа на образовательные услуги;
-    приоритетные направления развития региональной системы образования;
-    целевые показатели развития школы, представленные в Программе развития.
Изучение данных направлений позволило определить главные векторы развития образовательной ситуации по повышению качества об-разовательных услуг в рамках образовательной программы:

·    Подготовка школы к введению федерального государственного образовательного стандарта;

·    Переход на старшей ступени к индивидуальному учебному плану;

·    Усиление информационной инфраструктуры школьной системы образования;

·    Расширение социальных практик в системе воспитательной работы на основе духовно-нравственного контекста;

·    Развитие системы дополнительного образования;

·    Активизация межпредметной направленности в освоении образовательных программ.

         





2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ольхово-Рогская средняя
общеобразовательная школа.
346103, Ростовская область, Миллеровский район, с Ольховый Рог,  
 ул. Вокзальная 6.
Тип здания - приспособленное     Мощность – 177 человек
Телефон – 51-6-38
Банковские реквизиты:
ИНН 614900 2772
КПП 614901001
л/с 03074000350
р/с 40204810500000000018 в ОФК Миллеровского района
БИК 046023000
Учредитель – Администрация Миллеровского района в лице Комитета по управлению имуществом Миллеровского района
Свидетельство о государственной регистрации:
ОГРН 1026102197274 от 28 января 2005 года за государственным регистрационным номером  2056149000983
Лицензия на основную образовательную деятельность № 0000121    серия К выдана1 апреля 2008года. Лицензия действительна по 1 апреля 2013 года.

Структура ОУ.
I ступень обучения: 1 – 4 классы, начальное общее образование, 4 года обучения;
II ступень обучения: 5 – 9 классы, основное общее образование, 5 лет обучения;
III ступень обучения: 10 – 11 классы, среднее (полное) общее образование, 2 года обучения;
Филиалов и структурных подразделений нет.

Обучение ведется в одну смену в режиме пятидневной учебной недели. Во второй половине дня организовано 2 группы продленного дня, наполняемость составляет 20 и 25 человек. Группы посещают учащиеся 1-4, 5-7 классов, в основном, это дети из малообеспеченных семей. Выпол-нение этого социального заказа дает возможность организовать режим дня для учащихся младших классов, избежать безнадзорности детей в семьях работающих родителей, обеспечить реализацию потребностей учащихся в дополнительном образовании и развитие творческого потенциала во внеучебной деятельности.
В школе работает 13 педагогов. Административные функции выполняют директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе.
Государственно-общественные формы управления:
-    Совет школы;
-    Педагогический совет;
-    Родительский комитет.
Материально-техническая база школы: спортивная площадка, столовая,  компьютерный класс и мультимедийный кабинет, библиотека, мастерская ,  11 предметных кабинетов. Оснащенность современных кабинетов позволяет реализовать требования к освоению общеобразователь-ных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом. Школа имеет Интернет-сайт и электронно-компьютерные средства коммуникации.





3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРА-ЗОВАНИЯ
 Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста являются:

·    смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, специально организованному обучению; при этом игровая деятельность в разных видах продолжает оставаться основой психического развития детей;

·    формирование системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять и реализовывать учебные цели, что выражается в способности ученика планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат;

·    выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напря-жения и длительной сосредоточенности;

·    эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность, что свидетельствует об умении ученика управлять проявлениями своих чувств, адекватно реагировать на эмоции окружающих;

·    умение выстраивать межличностные и деловые отношения на основе опыта жизни в коллективе;

·    усиление роли самооценки младшего школьника на основе позиции оценивания его взрослыми;

·     овладение понятийным мышлением, которое включает критичность, системность мышления и умение понимать разные точки зрения;

·    желание и умение учиться на основе позитивной динамики индивидуальных достижений.

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятив-ными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образователь-ного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.
На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
-    междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»;
-    программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном язы-ке», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».
                
               


             3.1. Формирование универсальных учебных действий
                          (личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личност-ные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентра-ции.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реали-зацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их ком-поненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), органи-зовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отобра-жать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:

·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительно-сти и принятия образца «хорошего ученика»;

·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

·установка на здоровый образ жизни;

·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·адекватного понимания причин успешности/неуспешности  учебной деятельности;

·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

·морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

·осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

·эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспече-ние благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения зада-чи);

·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной зада-чи и задачной области;

·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·различать способ и результат действия;

·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать пред-ложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольно-го внимания;

·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реали-зации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справоч-ников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·осуществлять синтез как составление целого из частей;

·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущно-стной связи;

·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·устанавливать аналогии;

·владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологиче-ское высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·задавать вопросы;

·контролировать действия партнёра;

·использовать речь для регуляции своего действия;

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диало-гической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной дея-тельности;

·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для по-строения действия;

·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


3.1.1. Чтение. Работа с текстом
(метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,
освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразо-вание. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:

·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

·определять тему и главную мысль текста;

·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основа-нию;

·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два три существенных признака;

·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утвержде-ние; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём инф… Продолжение »

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОЛЬХОВО-РОГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

 

 

 

Разработка

урока географии

«Обобщающее повторение по теме

«Природные комплексы России»».

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Материал подготовила

                             учитель географии                                                                                               Iквалификационной категории

                                          Белоконева Ирина Николаевна                                                                  

 

 

 

 

 

 

С. Ольховый Рог

 

Тема: Обобщающее повторение

по теме «Природные комплексы России».

Цели:

· повторить и обобщить знания об особенностях географического положения, рельефа, почв, растительного и животного мира природных комплексов России;

• знание и понимание основных закономерностей распределения природных зон;

• воспитывать чувство любви к природе и окружающей среде;

• развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать, логически мыслить,

Оборудование:

Карта «Природные зоны России», фишки, маркер.

Форма урока:

«Морской бой».

 

План - конспект урока:

I.    Организационный момент.

   II.   Правила игры.

  1. Игра.
  2. Физкультминутка.

V.   Подведение итогов. Задание на дом.

I.     Организационный момент. (2 мин.)

 

Сегодня меж командами сраженье,

Но пусть обид не будет среди Вас,

Ведь победитель или побежденный

Сегодня будет кто-то среди Вас.

Мы, будем рады, если Вы в сраженьях

Покажите находчивость свою.

Я предлагаю Вам сегодня сыграть в «Морской бой».

Цель нашей игры:

· повторить и обобщить знания об особенностях географического положения, рельефа, почв, растительного и животного мира природных комплексов России;

• знать и понимать основные закономерности распределения

природных зон;

• воспитать чувство любви к природе и окружающей среде;

• развить умения сравнивать, обобщать, анализировать,

логически мыслить.

Итак, если Вы не возражаете, давайте познакомимся с правилами игры.

II. Правила игры. (1 мин.)

 

► Команды формирует учитель.

► Жеребьевка определяет очередность выступления команд,

► Если команда не знает ответа или неправильно отвечает, то
другая команда может ответить и увеличить баллы.

► Если команда, «стреляя по квадрату», попадает на число;

1 - нужно дать определение термину;

2  - нужно дать правильный ответ на вопрос;

3  - нужно дать ответ, требующий объяснений;

4  - задания на смекалку.

( Все числа в квадратах являются ценой вопроса)

►    Если же команда, стреляя, попадает на рисунки:

МЕЛЬ - у команды забирают 2 балла

КОРАБЛЬ - команда зарабатывает 2 балла.

II.    Игра. (20 мин.) 1а (1 балл)

Дать определение «природные комплексы». 2а (2 балла)

Чем характеризуется природная зона? За (+2 балла)

Корабль. 4а (4 балла)

Определите природную зону по описанию. Какой район, хорошо нам знакомый, расположен в этой зоне?

Зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири; увлажнение недостаточное; почвы черноземы; растительность -ковыль, типчак. За (2 балла)

Почти все природные зоны нашей страны тянутся на тысячи километров с запада на восток, и тем не менее они на всем протяжении сохраняют общие черты. Чем это обусловлено? 16 (-2 балла) Мель.

26 (3 балла)

Изменяются ли компоненты природы в пространстве и во времени? 36 (2 балла)

 

Что такое природная зональность? 46 (-2 балла) Мель.

56 (3 балла)

   В ряде природных зон нашей страны, например в степной и лесостепной, первоначальная девственная растительность почти не сохранилась. Почему? Какие последствия этих изменений? 1р (2 балла)

Как размещены природные зоны на территории России? Показать. 1г (4 балла)

 

Кроссворд.

По горизонтали:

3.Основоположник советского ландшафтоведения. (Берг.) 6. Лесной   участок   в   степной   и   лесостепной   полосе,   состоящий из березы, реже осины. (Колок.)

11. Ягодное растение тундры. (Морошка.)

13.Переходная природная зона между степью и тайгой. (Лесостепь.)
15. Растение тундры, питательный корм оленей. (Ягель.)

По вертикали:

1 .Массы низших растений и животных в воде. (Планктон,)

2. Растительный мир. (Флора.)

4.Специалист, занимающийся охраной природы в лесу. (Егерь.)

5. Органическая   часть   почвы,   с   которой   связано   главное   ее свойство - плодородие. (Гумус.)

7.Кустарник пустыни. (Саксаул.)

8.Почвы, встречающиеся в лесостепной зоне. (Солонец.)

9.Грызун, обитающий в степи. (Суслик.)

10. Участок     суши,     населенный     определенными     видами     растений или животных. (Ареал.)

12. Растение степей, занесенное в Красную книгу. (Ковыль.)

14.Копытное животное, обитающее в зоне тундры. (Олень.)

IY. Физкультминутка.

1д (3 балла)

Докажите, на примере территории России, что размещение природных зон зависит от географической широты и климата.

2в (+ 2 балла)

 

Корабль. 2г (2 балла)

В какой природной зоне расположена Ростовская область? 2д (1 балл)

    Дать определение «фация». Зв (1 балл)

Дать определение «ландшафтоведение». Зг (4 балла)

Прирост растительности в тундре составляет за год 3-5 мм., а величина суммарной солнечной радиации в период полярного дня больше, чем на широте Москвы в эти же дни. Почему?

    3д (-2 балла) Мель.

4в (3 балла)

Узнай природную зону по описанию: почвы дерново-подзолистые, серые лесные, бурые лесные; леса сильно пострадали из-за хозяйственной деятельности людей; растут дуб, клен, ясень, липа, амурский бархат, женьшень, маньчжурский орех.

4г (2 балла)

Назовите все природные зоны территории России. Докажите, что они размещены равномерно. 4д (2 балла)

Природные богатства, которые можно использовать для развития хозяйства... 5в (2 балла)

Назовите главную причину нарушения горизонтального расположения природных зон на земле. 5г (1 балл)

Найдите лишнее: черника, полынь, типчак, кострец. 5д (4 балла) Тест.

Природные комплексы России.

1 вариант.

Отметьте верные признаки.

1 .    Арктические пустыни.

 

а) зона расположена на островах Северного Ледовитого океана;

б) несколько месяцев длиться полярная ночь;

в) избыточное увлажнение, много озер и болот;

г) значительные площади заняты ледником;,

д) лето короткое и холодное;

е) зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

2. Зона тундры.

а) средняя температура июля +5-10°С;

б) выпадает много осадков;

в) увлажнение избыточное;

г) почвы подзолистые;

д) сильные ветры;

е) территория зоны - огромные пастбища домашних оленей.

3. Зона тайги.

а) увлажнение избыточное, много болот, озер, рек;

б) главная ценность плодородные почвы;

в) преобладают хвойные деревья: ель пихта, сосна;

г) зима холодная, лето теплое;

д) преобладают подзолистые почвы;

е) самая большая по площади природная зона России.

Природные комплексы России.

2 вариант.

Отметьте верные признаки.

1. Зона смешанных и широколиственных лесов

а) суровая зима;

б) почвы дерново-подзолистые, серые лесные, бурые лесные;     I

в) леса сильно пострадали из-за хозяйственной деятельности людей;

г) растут дуб, клен, ясень, липа;

д)    увлажнение не достаточное;

е) растения - амурский бархат, женьшень, маньчжурский орех.

2. Зона степей.

 

а) зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири;

б) увлажнение не достаточное;

в) значительная часть зоны распахана;

г) почвы черноземы;

д) растительность - травы: ковыль, типчак;

е) почвы не плодородны.

3. Полупустыни и пустыни.

I

а) растения: бук, граб, каштан, бамбук;

б) встречаются опасные насекомые: скорпионы, каракурты;

в) почвы представлены солончаками;

г) реки полноводные, много озер;

д) растения имеют длинные корни, листья превратились в
колючки;

е) встречаются глинистые участки - такыры.

Y. Подведение итогов. Выставление оценок.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОЛЬХОВО-РОГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка

урока истории

в 5 классе

«В гаванях афинского порта Пирей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

                          Материал подготовила

                                             учитель истории и обществознания                                                                                                           I квалификационной категории

                                    Васильченко Любовь Алексеевна       

 

 

 

 

 

 

С. Ольховый Рог

  

Урок по истории Древнего мира. 5 класс.

 

Тема урока: В гаванях афинского порта Пирей.

 

Цели урока:

-   Обобщить и систематизировать знания учащихся

по теме « Полисы Греции».

-        Воспитание гуманности, уважительного отношения к
людям разных социальных слоев, положительные мотивации к учению.

-   Развивать логическое мышление, познавательное и практическое умение.

 

Эпиграф урока:

Нет, тот не гражданин, кто не спешит

Помочь Отчизне, торопясь вредить ей,

Себе - все блага, городу - весь вред.

                        Аристофан.

                                      

                                    Ход урока.

Организационный момент.

Солнышко лучистое мило улыбается,

Наше настроение тоже улучшается.

До конца урока сохрани его,

Чтобы больше пользы было от него.

 

- Ребята, у вас на столе лежат «солнышки», при помощи которых вы будете сами себя оценивать, загибая лучики «солнышка» за каждый правильный ответ.

 

 Обобщение и систематизация знаний.

-        Ребята, сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие в гавани афинского порта Пирей. Но по пути мы должны выполнить несколько заданий, чтобы убедиться, что мы готовы к путешествию.

 

1. Вопрос - ответ.

1.Что называется полисом? Найдите на карте и опишите местоположение Афинского полиса.

2.Найдите на карте Спарту и опишите её местоположение.

3.Если бы вы оказались в Спарте, понравилась бы вам жизнь в этом полисе? Обоснуйте ваши мысли.

4.Кто отменил законы Дракона? ( Солон)

            5. Кто был избран стратегом в Марафонской битве ? (Мильтиад)

 

2 . Работа с терминами.

-Ребята, я показываю карточку с названием термина, а вы, поднимая руку, даете ответ. Полис, демос, ареопах, илоты, пираты, атлет, ипподром, стратег.

 

 

3. Работа по датам.

-Ребята, я показываю карточку, на которой написан год, а вы отвечаете, какое событие произошло в этом году.

 480,490,594,776 год до н.э.

 

4.Разгадывание кроссвордов

 

1. Одно из главных состязаний Олимпийских игр.

2.Морские разбойники.

3.Место для проведения конных состязаний.

 

1) Пятиборье.

2)Пираты.
3)Ипподром.

                      1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В гаванях с утра до ночи раздавались пронзительные крики обельной черни». Так знатные люди презрительно называли бедных граждан, пришедших сюда на заработки. Это были гребцы, матросы, крутильщики канатов, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся в плавании щели. В гавани можно увидеть и богача, например, землевладельца или купца. Он пришел, чтобы выполнить почетную, но разорительную обязанность. Богатейшие граждане должны были за свой счет снарядить по боевому кораблю. За порядком и за всеми работами следил Совет пятисот -избирался по жребию и играл большую роль в управлении Афинами.

Рассказ о торговой гавани.

Продажа рабов.

( Работа с учебником : стр. 169, абзац 1,2,3 )

Ответить на вопросы.

-Зачем покупали рабов?

-Каково было положение рабов?

 

Итог урока

Вот и закончилось наше путешествие в гавани афинского порта Пирей. Чтобы вернуться обратно, нам необходимо ответить на вопросы:

1. С чем мы познакомились сегодня на уроке?

2. Выполним несколько заданий с выбором ответа
Афинянин считался гражданином.

1. У которого оба родителя - как отец, так и мать- были гражданами.

2. У которого  мать и отец были переселенцами.

 

3. Кто должен был платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве:

1.граждане.

2.переселенцы.

 

4. Какой орган следил за порядком в военных гаванях и за всеми работами в Афинах:

1.Совет пятисот.

2.Ареопах.

 

А теперь оценим ваши знания по лучикам, которые вы загибали. Вы, ребята, поработали хорошо, показали, что знаете историю Древней Греции.

Ребята, вам пришла посылка. Давайте откроем и посмотрим, что там лежит. Здесь фрукты, но часть из них не выращивалась в Древней Греции, но здесь есть плоды, которые выращивали в Афинах. Давайте посмотрим: ( оливки, виноград ) . Правильно, молодцы.

Что производили из этих плодов? (оливковое масло, (виноградное вино ). Правильно.

Ребята, пусть эти фрукты будут сладким призом для вас за то, что вы помогли мне провести урок.

Домашнее задание: параграф 36 и творческое задание: нарисовать одну из гаваней порта Пирей.

Создать бесплатный сайт с uCoz