СОДЕРЖАНИЕ.
1. Паспорт
Наименование Программы. Программа развития МОУ Ольхово-Рогская СОШ Разработчики Программы. Администрация и педагогический коллектив школы, Исполнители Программы. Администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность Научно-методические основы Программы. При подготовке Программы учитывались цели, концептуальные положения и идеи, имеющиеся в реализуемых школой образовательных программах. Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации «Об образовании». Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы. 1. 2011-2012г. - проблемный анализ состояния школы; 2. 2011 г.- изучение направлений модернизации российского образования; научно-методической литературы, отечественного и зарубежного опыта по формированию компетентностной личности, по осуществлению компетентностного подхода в образовании Цели и задачи Программы. Цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Задачи Программы:
Приоритетные направления Программы.
Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения:
Срок действия Программы. 2011-2015 гг. Структура Программы.
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы. Внутренний мониторинг проводит администрация. Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями.
2.Информационная справка. . Информационная справка о состоянии образовательной системы Общие сведения об ОУ Муниципальное общеобразовательное учреждение Ольхово-Рогская средняя общеобразовательная школа. 346103, Ростовская область, Миллеровский район, с Ольховый Рог, ул. Вокзальная,6 Тип здания - приспособленное Мощность – 177 человек Телефон – 51-6-38 Банковские реквизиты: ИНН 614900 2772 КПП 614901001 л/с 03074000350 р/с 40204810500000000018 в ОФК Миллеровского района БИК 046023000 Учредитель – Администрация Миллеровского района в лице Комитета по управлению имуществом Миллеровского района Свидетельство о государственной регистрации: ОГРН 1026102197274 от 28 января 2005 года за государственным регистрационным номером 2056149000983 Лицензия на основную образовательную деятельность № 0000121 серия К выдана1 апреля 2008года. Лицензия действительна по 1 апреля 2013 года. Структура ОУ. I ступень обучения: 1 – 4 классы, начальное общее образование, 4 года обучения; II ступень обучения: 5 – 9 классы, основное общее образование, 5 лет обучения; III ступень обучения: 10 – 11 классы, среднее (полное) общее образование, 2 года обучения; Контингент учащихся. 1 ступень- 38 учащихся, 2 ступень-39 учащихся, 3 ступень -19 учащихся Формы комплектования учащихся
Комплектование классов по ступеням
Кадровый потенциал ОУ Сведения о педкадрах
Анализ состояния образовательной системы по основным направлениям инициативы «Наша новая школа» 1. Внедрение ФГОС второго поколения: -Совершенствуется деятельности школы по модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС. -Внесятся изменения, связанных с переходом образовательного учреждения на обучение по новому стандарту, в нормативно-правовую базу МОУ Ольхово-Рогская СОШ. 2. Совершенствование системы поддержки талантливых детей: - В школе действует программа «Одаренные дети». Координация и активизация работы школы с одаренными и способными детьми осуществляется на основе обеспечения единой системы исследования природы и развития одаренности. Учителями-предметниками разработаны программы работы с одаренными детьми. - Систематически проведятся диагностические обследования детей на выявление одаренных и способных детей, определение их творческого потенциала, интересов и способностей (на всех ступенях обучения). - Составлен банк данных об одаренных детях, прогнозирование их развития. - Максимально развиваются способности и творческий потенциал одаренных детей на основе дифференцированного обучения их в различных образовательных областях, творчества; совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, методик. - Создаются учителями-предметниками необходимые условия для дифференцированного обучения одаренных детей. 3. Развитие учительского потенциала: - Определены комплекс мер, обеспечивающих поддержку и стимулирование активной деятельности педагогов школы. - Организовано сетевое взаимодействие, корпоративное обучение педагогов школы, направленное на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку. -Совершенствуется методическое сопровождение индивидуальных образовательных программ педагогов школы: самоанализ деятельности учителя; система повышения квалификации педагогов: а) курсы ПК, б) семинары, методическая учёба, открытые уроки, проводимые в школе; использование возможностей новых технологий. 4. Повышение рейтинга школы: Происходит благодаря: - Обеспечению качества урока как основной структурной составляющей образовательного процесса через систематическую контрольно-аналитическую деятельность администрации, методическое сопровождение образовательного процесса. - Обеспечению качественной подготовки выпускников школы: положительные результаты ЕГЭ в 11классе, итоговой аттестации в 9 классе по всем предметам через организацию системной подготовки школьников к итоговой аттестации. - Введению новых технологий воспитательной работы, соответствующих модели воспитательной работы, направленной на формирование активной жизненной позиции, как ребёнка, так и самого педагога. 5. Обеспечение сохранения здоровья школьников: - Обновление технологий и методик здоровьесберегающего обучения, применяемых в образовательном процессе МОУ Ольхово-Рогская СОШ. - Создание безопасных комфортных условий для всех участников образовательного процесса и формирование у учащихся стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей. - Расширение самостоятельности МОУ Ольхово-Рогская СОШ через систематическую и продуктивную деятельность органов общественного управления школой: Педагогического совета школы, общего собрания трудового коллектива, Совета школы, Совета старшеклассников. 6. Информатизация учебно- воспитательного процесса в школе: В школе создана и развивается по мере финансирования достаточная информационно- аналитическая база: - имеется компьютерный класс, оснащённый банком электронных носителей информации по различным направлениям деятельности школы; - экран и проектор; - локальная сеть; - педагоги школы проходят курсы по овладению компьютерной техникой, - администрация, педагогический коллектив школы активно используют компьютерную технику, Интернет в управленческой деятельности, педагогической диагностике, учебно- воспитательном процессе; - обучающиеся школы овладевают основами компьютерной грамотности, а в старшем звене компьютер становится неотъемлемым средством получения дополнительной информации, помощником в составлении творческих проектов, других форм учебной и внеклассной деятельности.
7.Материально- техническое обеспечение: - ежегодно в школе проводится косметический ремонт; - действует система противопожарной безопасности; 4. Формирование концепции школы Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»; федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации «Об образовании». Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» определяет цели образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»
Ценностные приоритеты развития школы Основные цели деятельности.
Базовые ценности школы. Ключевые ценности современной отечественной педагогики: обеспечение прав и свобод личности, выполнение Конвенции о правах ребенка, общечеловеческие ценности, патриотизм, осознание себя жителем Донского края, гражданином России и хранителем их исторического и культурного наследия. Ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом. Сочетание традиционных ценностей с новыми идеями развития. Семья, здоровье, образование, труд как основа жизнедеятельности. Профессионализм и этика трудовых отношений как основа профессиональной карьеры. Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:
Концептуальная модель компетентностей педагогов школы Настоящий педагог нашей школы должен обладать такими качествами, как:
Задача педагогов школы – воспитать выпускника, обладающего следующими качествами:
Задача педагогов школы - воспитать выпускника, обладающего ключевыми, общепредметными, предметными компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах.
Основные направления работы воспитательной системы школы Работа школы направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Целью программы является создание на уровне школы оптимальных социально-педагогических условий для развития личности в процессе образования на основе ее индивидуальных особенностей, обеспечивая высокий уровень образованности, социализации, сохранения здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития. Цель воспитательной работы школы – создание в школе единого воспитательного пространства, главной целью которого является личность каждого ученика, приобщение к истинным ценностям, формирование нового сознания, ориентированного на умение сохранять уважение друг к другу, взаимодействие, стремление к взаимодействию.
Структура воспитательной системы. 1.Целенаправленность в воспитательной работе. Цели, определенные воспитательной системой, приняты всеми участниками педагогического процесса. 2.Основные методы воспитания. а) Единые педагогические требования; б) Мотивация учащихся на самовоспитание. Организовать воспитательную работу так, чтобы целенаправленно пробудить и вызвать потребность у учащихся изменить себя; в) Педагогическая индивидуальная поддержка. 3. Школьная воспитывающая среда. а) Школьный и классный коллектив. Воспитательная система предполагает включенность в систему каждого класса; б) Организация ученического самоуправления; в) Традиции школы. 4. Воспитательные центры. 5.Воспитание на уроке. 6.Система работы классного руководителя. а) Согласованность воспитательных целей с общими; б) Реализация программы нравственного и патриотического воспитания через классные часы; в) Применение технологии индивидуальной педагогической поддержки; Приоритет сохраняется за программой патриотического воспитания.
Содержание и организация образовательного процесса. 1.Содержание и организация начального образования. Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на I ступени. Социальная компетенция Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом. Общекультурная компетенция Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства. Коммуникативная компетенция Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированость первичных навыков саморегуляции. Учебный план, его инвариантная и вариантная части. Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:
Особое значение для развития основных потенциалов личности учащихся имеют следующие предметы:
Учебные программы, используемые в образовательном процессе. В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс на I ступени строится на основе следующих программ: программы Л.В.Занкова; программа «Школа России»; Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы. Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:
Для организации личностно ориентированного взаимодействия педагоги первой ступени принимают следующие приемы и методы:
Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся Содержание внеучебной деятельности учащихся 1–4-х классов обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника начальной школы. В качестве системообразующего фактора построения процесса воспитания младших школьников выступает нравственное воспитание учащихся. Педагогический коллектив поставил перед собой задачу создать школу разных возможностей с широким диапазоном деятельности детей и учителей. Педагогический коллектив школы считает, что воспитание в начальной школе должно быть направлено на формирование личности в соответствии со своими задатками, интересами и склонностями.
2.Содержание и организация основного общего образования Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени. Ценностно-смысловая компетенция. Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции зависит программа его жизнедеятельности в целом. Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы. Социально-трудовая компетенция. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Развитие основных физических качеств. Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Информационные компетенции. При помощи учебной, художественной, справочной литературы , видеозаписей , электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Общекультурная компетенция. Определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культорологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Учебный план, его инвариантная и вариантная части Учебный план включает все образовательные области федерального базисного плана (БУП – 2004) и соответствующий им набор учебных предметов. Увеличена гуманитарная составляющая в 5, 6, 7, 8, 9 классах. В вариативную часть учебного плана включены факультативные, и элективные курсы, индивидуальные занятия, направленные на реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся и их родителей, также часы предпрофильной подготовки в 9-х классах. Учебные программы, используемые в образовательном процессе. Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию ключевых компетенций у школьников. Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы. Учебный процесс на второй ступени обучения строится на основе принципов личностно ориентированного подхода. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности ребёнка через культурологический аспект. Изучение предметов (русского языка, истории, иностранного языка) на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой, культурологической компетенции. Педагогические технологии развития критического мышления, дифференцированного, проблемного, продуктивного обучения, модульная технологии образуют технологический компонент учебных занятий в 5 – 9-х классах. Основными формами организации уроков является практикум, зачёт, лекция, семинар, лабораторная работа, дидактическая игра. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся. Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5 – 9 классов является образ выпускника основной школы. Для формирования ключевых компетенций целесообразно использовать следующие педагогические средства:
Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используются приемы и методы актуализации субъектного опыта учащихся. Создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности. Учащиеся 5 – 9 –х. классов являются субъектами управления жизнедеятельностью в классных коллективах. Содержание и организация среднего (полного) общего образования. Образ выпускника 11-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на III ступени. Ценностно-смысловая компетенция. Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «самоактуализация», «субъективность». Наличие чувства гордости за принадлежности к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации. Социально-трудовая компетенция. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Развитие основных физических качеств. Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании. Информационные компетенции. При помощи учебной, художественной, справочной литературы , видеозаписей , электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Общекультурная компетенция. Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов и т.д. Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Учебный план, его инвариантная и вариантная части. Учебный план составлен на основе федерального базисного плана. При его разработке учитывались региональные особенности и специфика образовательного процесса в МОУ Ольхово-Рогская СОШ. Вариативная часть предназначена для удовлетворения индивидуальных потребностей старшеклассников. Одним из ведущих принципов отбора содержания среднего (полного) образования является принцип профильной дифференциации. Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приёмы. Учителя 10 – 11 классов организуют процесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества, доверия и поддержки. Технологический арсенал их педагогической деятельности составляют формы, методы и приёмы, которые соответствуют таким требованиям, как:
В процессе обучения старшеклассников используются следующие приёмы и методы:
Лекция, семинар, лабораторная работа, аукцион, деловая игра, практикум, зачёт являются основными формами организации учебных занятий в старших классах. Создание в школе профильных классов позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся 10 – 11 классов. Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся. На третьей ступени общего образования приоритетным видом деятельности является познавательно-профессиональная. Ей принадлежит роль системообразующего фактора в построении системы воспитания старшеклассников. Не случайно интеллектуальные игры и конкурсы, конференции, предметные олимпиады, недели, вечера относятся к разряду основных форм организации процесса воспитания учащихся 10 – 11 классов. По сравнению с другими возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольшее представительство в органах школьного самоуправления. В контексте формирования познавательной и коммуникативной культуры учащихся особое значение в гимназии имеет медиаобразование, призванное помочь школьникам лучше адаптироваться в мире массовой информации и коммуникации. Взаимодействие школы и семьи учащегося осуществляется в различных направлениях:
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы. Внутренний мониторинг проводит администрация. Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями.
6.Этапы реализации Программы. 1. Ориентационно-мотивационный этап: 2011-2012 гг. 2. Конструктивно-формирующий этап: 2012-2014 гг. 3.Результативно-диагностический этап: 2011-2015 гг.
Основные механизмы реализации Программы развития.
Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития страны, связанные со сферой образования. При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные. Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:
8. Ожидаемые результаты.
Кроме того, будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования детей с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения. Оценка результатов программы. Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:
|
|
· формирование системы учебных и познавательных мотивов – умения принимать и реализовывать учебные цели, умение планиро-вать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; · формирование основ нравственного поведения, здорового образа жизни и личностного развития; основное общее образование: · обеспечение личностного самоопределения обучающихся – гражданской позиции, мировоззрения, профессионального выбора; · развитие способностей самостоятельного решения проблем в разных видах деятельности; среднее (полное) общее образование: · обеспечение самореализации и самосовершенствования обучающихся на основе индивидуальных потребностей в образовании. В результате освоения образовательных программ выпускник школы должен обладать следующими качествами: · Подготовка школы к введению федерального государственного образовательного стандарта; · Переход на старшей ступени к индивидуальному учебному плану; · Усиление информационной инфраструктуры школьной системы образования; · Расширение социальных практик в системе воспитательной работы на основе духовно-нравственного контекста; · Развитие системы дополнительного образования; · Активизация межпредметной направленности в освоении образовательных программ. · смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, специально организованному обучению; при этом игровая деятельность в разных видах продолжает оставаться основой психического развития детей; · формирование системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять и реализовывать учебные цели, что выражается в способности ученика планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат; · выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напря-жения и длительной сосредоточенности; · эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность, что свидетельствует об умении ученика управлять проявлениями своих чувств, адекватно реагировать на эмоции окружающих; · умение выстраивать межличностные и деловые отношения на основе опыта жизни в коллективе; · усиление роли самооценки младшего школьника на основе позиции оценивания его взрослыми; · овладение понятийным мышлением, которое включает критичность, системность мышления и умение понимать разные точки зрения; · желание и умение учиться на основе позитивной динамики индивидуальных достижений. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятив-ными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образователь-ного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения. ·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительно-сти и принятия образца «хорошего ученика»; ·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; ·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; ·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; ·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; ·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; ·установка на здоровый образ жизни; ·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; ·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: ·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; ·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; ·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; ·адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; ·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; ·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; ·морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; ·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; ·осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; ·эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспече-ние благополучия.
·принимать и сохранять учебную задачу; ·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; ·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения зада-чи); ·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной зада-чи и задачной области; ·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; ·различать способ и результат действия; ·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать пред-ложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: ·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ·преобразовывать практическую задачу в познавательную; ·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; ·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; ·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольно-го внимания; ·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реали-зации, так и в конце действия.
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справоч-ников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; ·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; ·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; ·строить сообщения в устной и письменной форме; ·ориентироваться на разнообразие способов решения задач; ·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); ·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ·осуществлять синтез как составление целого из частей; ·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; ·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущно-стной связи; ·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; ·устанавливать аналогии; ·владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: ·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; ·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; ·создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; ·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; ·осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ·осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; ·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; ·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; ·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологиче-ское высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; ·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ·формулировать собственное мнение и позицию; ·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; ·задавать вопросы; ·контролировать действия партнёра; ·использовать речь для регуляции своего действия; ·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диало-гической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: ·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; ·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; ·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной дея-тельности; ·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; ·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для по-строения действия; ·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; ·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; ·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; ·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; ·определять тему и главную мысль текста; ·делить тексты на смысловые части, составлять план текста; ·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основа-нию; ·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два три существенных признака; ·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утвержде-ние; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); ·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; ·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём инф… Продолжение » |