Программа развития школы 

2006-2010

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ

 

         МОУ Ольхово-Рогская СОШ  была основана в 1894 году.  До 1917 года она была церковно-приходской школой. В 1938 году школа стала семилетней, в 1961 – восьмилетней, в 1992 – средней.

         Учредители школ: отдел по управлению имуществом, Муниципальное учреждение управление образованием Миллеровского района. Школа находится в сельском районе. По социальному составу, культурному уровню, образовательным потребностям населения его очень разнородно. Относительная удаленность от научных, культурных центров создает здесь своеобразный микросоциум и делает актуальным не только обучающую деятельность педагогического коллектива, но и воспитывающую.        

         Здания школы – приспособленные ( два здания). В школе имеется библиотека, мастерская, кабинет обслуживающего труда. Техническое состояние школы удовлетворительное. В 2005-2006 учебном году в школе обучается 139 учащихся, скомплектовано 11 классов комплектов. Школа работает в режиме шестидневки, продолжительность уроков 45 минут.

         В школе работают:  5 кружков: кукольный (для учащихся 1-4 классов, театральная студия (для учащихся 1-4 классов), Школа развития ребенка (для дошкольников), краеведческий кружок (для учащихся 5-9 классов), кружок информатики (для учащихся 5-11 классов), 2 спортивные секции: футбольная и волейбольная (для учащихся 5-11 классов) Кружки и секции посещает    учащихся. Что составляет   80  % всех учащихся.

         Для учащихся 1-4 и 5-8 классов организована работа двух групп продленного дня. На базе школы работает филиал Мальчевской музыкальной школы.

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

         В настоящее время учебный процесс осуществляют 19 педагогов.  Шесть из них – выпускники школы.

         По уровню образования:

Категория специалистов

Высшее педагогическое

Среднее специальное

Учителя начальных классов

3

3

Учителя II и III ступени обучения

11

2

 

 

По стажу работы

 

4-10 лет

11-20 лет

21-30 лет

4

10

5

 

 

 

По квалификационным категориям:

 

Работники с высшей категорией

С I квалификационной категорией

Со II квалификационной категорией

1

9

5

 

Педагогическими кадрами школа обеспечена, вакансий нет.

В школе работают следующие методические объединения:

  • Учителей-предметников;
  • Учителей начальных классов;
  • Классных руководителей

Характеристика социального статуса семей учащихся.

Всего семей – 103:

  • полных – 88;
  • неполных – 15;
  • многодетных – 8;
  • количество детей, находящихся на опеке – 6;
  • количество семей группы риска – 5;
  • семьи, имеющие детей инвалидов – 2;

Социальное положение родителей:

  • рабочие – 82 человек;
  • служащие –46 человек;
  • безработные – 9 человек;
  • домохозяйки –34 человека;
  • пенсионеры – 3 человека;
  • предприниматели – 4 человека.

Образование родителей:

  • высшее – 16;
  • средне-техническое – 52;
  • средне-специальное – 43;
  • среднее – 46;
  • основное общее – 19;
  • безграмотные – 2.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

При разработке образовательной программы учитывались мнения учащихся, родителей,  педагогов.  Изучение социального заказа показало, что большинство родителей  считает главной задачей школы обучение, ограничивает свое сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют недостаточное представление о состоянии школьных дел. Меньшая часть опрошенных связывает со школой задачи воспитания; и лишь небольшой процент всех опрошенных родителей обеспокоен здоровьем своих детей, проблемами перегрузки и формирования навыков здорового образа жизни.

В социальном заказе они ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в вузы, средние специальные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка и развития способностей.

 

Цели и задачи программы:

Целью программы является определение общей стратегии развития образования в школе,  определение роли и места школы в образовательной сфере района, приведение системы образования в школе в состояние,  адекватное потребностям социума и отдельной личности.

В программе:

  • Определяются приоритетные направления развития образования в школе;
  • Раскрываются содержание и организационные задачи реформирования образования;
  • Определяются сроки, структура и способы управления, формы контроля и оценки эффективности выполнения программы.

Целевые показатели:

  • формирование  духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения;
  • развитие системы защиты здоровья учащихся школы;
  •  расширение школьной сети вариативного образования;
  • укрепление кадрового  потенциала системы образования школы, развитие содержания и методов образования;
  • внедрение в практику научно-проработанных учебных программ, учебных и методических пособий, методов и средств обучения и воспитания;
  • разработка целевых комплексных школьных проектов;
  • создание и утверждение нормативно-правовых документов, обеспечивающих деятельность программы развития школы;
  • совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы; повышение престижа педагогического труда.

 

СРОКИ  И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

1-й этап  -  2005 – 2006г.   подготовительный

2-й этап  -  2006 – 2007г.   проектно-диагностический

3-й этап  -  2007 -  2009г.   практический

4-й этап  -  2009-   2010г.   обобщающий

 

ОЖИДАЕМЫЕ  КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Качественные показатели. Реализация Программы  развития позволит заложить  основы:

  • достижение заданного качества образования; обновления содержания и технологий обучения с учетом современных требований к ним;
  • формирования многоуровневого образования в системе неотрывного образования при сохранении его качественной определенности и практической направленности;
  • обеспечения преемственности и непрерывности образования на всех уровнях образования на основе альтернативных образовательных программ и современных тенденций развития учебно-воспитательного процесса;
  • дифференциации и индивидуализации обучения в системе непрерывного образования;
  • развития воспитательного потенциала образовательного учреждения в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности;
  • повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;
  • максимального учета интересов и желаний учащихся и их родителей в выборе содержания и технологии учебно-воспитательной работы;
  • создания условий для творческой самореализации учителя.

 

 

Количественные показатели. Каждый педагог пройдет профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

 

РАЗДЕЛ  ПЕРВЫЙ

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ.

  • С учетом тенденции резкого снижения численности населения выдвигается проблема создания и сохранения здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только  за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепления здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.  Состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования, но и у всего общества в целом.

В связи с этим, такое направление работы как охрана  здоровья и внедрение здоровьесберегающих технологий обучения становится одним из важных для школы и всех участников учебно-воспитательного процесса.

 

     Совершенствование учебно-воспитательного процесса:

  • корректировка федерального базисного учебного плана (рациональное сочетание федерального и регионально- национального компонентов содержания образования, соответствие допустимого объема недельной нагрузки возможностям обучающихся, психолого-педагогическим и санитарногигиеническим требованиям и условиям образования в учебных заведениях различных типов и видов, возможность широкой реализации вариативных образовательных программ);
  • изменение учебных планов педагогов и создание образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами на всех ступенях и уровнях обучения общего образования;
  • создание системы контроля за качеством образования, дифференцированной по ступеням и уровням образования;
  • реализация комплексной медико-социальной и психолого-педагогической программы выявления, коррекции, поддержки и реабилитации обучающихся из числа представителей различных групп риска.

Работа с семьей. При работе с родителями используются традиционные формы работы: общешкольные родительские собрания по параллелям с приглашением специалистов: наркологов, по профориентации; родительские всеобучи.

В школе сложилась определенная система воспитательной работы. Реализуются поставленные цели по направлениям воспитательной работы трех возрастных групп: 1-4классы; 5-7 классы; 8-11 классы.

Детское самоуправление представлено в начальной школе, в среднем и старшем звене. Создана детская организация «Юность России». Уровень воспитанности учащихся выявляется с помощью тестирования, которое проводится классными руководителями. Традиционными стали классные часы по направлениям: культура поведения, нравственное, краеведческое. Необходима разработка современной концепции воспитания личности в образовательной системе школы с привлечением сети общественных советов по проблемам воспитания в системе образования; сосредоточение воспитания обучающихся на формировании социально значимых ценностей и образцов ответственного гражданского поведения; усиление роли искусства  в содержании образования и эстетического воспитания обучающихся, в том числе посредством организации внеучебной воспитательной работы, кружков, клубов и студий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ   ВТОРОЙ

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

I. Наше видение миссии школы.

Мы хотим построить школу равных возможностей.

Наша школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трех ступеней:

1 ступень - начальные классы;

II ступень - основная школа;

III ступень - средняя школа.

В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею - реализацию личностно-ориентированного образования.

Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

  • природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера.

Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные - сглаживаются. Главное - воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;

  • особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;
  • социальная среда, в которой живет и развивается человек.

Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;

 

  • воспитательное учреждение, в котором получает образование человек. От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.

Решение этой проблемы и определяет концепцию такого образования - мы выбираем для себя такую модель школы, которая реализует личностно-ориентированную концепцию образования.

Система личностно-ориентированного образования в  школе должна состоять из следующих подсистем:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка
  2. Классно-урочные занятия
  3. Занятия по выбору учащихся, факультативы, НОУ, спецкурсы, профили.
  4. Самообразование
  5. Клубная (внеурочная) работа школы.
  6. Общешкольное ученическое соуправление  и самоуправление
  7. Трудовая  деятельность учащихся.
  8. Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребенка.

Личностно-ориентированное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

II. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.

Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное образование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу. Исходя из этого школа ставит перед собой следующие цели:

ü     отработка модели новой перспективной  школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;             

ü     обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;

ü     создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;

ü     повышение роли образования в воспитании личности;

ü     обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса.

Задачи:

ü     переход к универсально-профильному образованию;

ü     поиск новых форм наполнения содержанием БУП;

ü     поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебное научное исследование, расширение этой работы до 5-8-х классов в рамках предметов по выбору;

ü     определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и самоуправления);

ü     активизация деятельности социальной службы в определении перспектив развития школы;

ü     совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик-родитель-учитель»;

ü     совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью;

ü     более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование возможностей.

В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:

ü    гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

ü     демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;

ü     преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.

 

Перспективы и ожидаемые результаты

школы личностно-ориентированного обучения

Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения триады задач - вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга, - перейти к реструктуризации учебновоспитательного процесса и реорганизации системы управления.

1 ступень - начальная школа: традиционные программы и программы развивающего обучения -  «Школа 2100»; переход на  пропедевтические курсы.

II ступень - основная школа (5- 9-е классы): расширение круга образовательных услуг за счет вариативной части - спецкурсов, факультативов,

НОУ, групповых занятий с одаренными детьми, пропедевтических курсов.

III ступень - средняя школа (10-11-е классы): от изучения предметов по выбору к профильному обучению; довузовская подготовка учащихся.

.

III. Модельное представление школы.

На протяжении нескольких лет в школе реализовывался личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, сложилась определенная модель работы ОУ

 

 

Ступени образования

Содержание

образования

Особенности организации работы школы

Начальная школа

Предметы, обеспечивающие Федеральный стандарт образования с учетом регионального компонента.

Традиционные уроки с элементами развивающего обучения. «Школа 2100.», подготовительный класс «Школа развития ребенка»

Основная школа

Традиционные уроки с элементами развивающего обучения. Предпрофильное обучение «Мой выбор», «За здоровый образ жизни» 8-9 классы

Полная средняя школа

Традиционные уроки с элементами развивающего обучения. Школьный компонент: русский язык, литература, немецкий язык, математика, география, физика.

 

 

В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который:

ü     способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;

ü     пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.

Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:

а) мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;

б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.   

Особенности и условия построения личностно ориентированной модели школы:

1. Создание индивидуального облика школы - выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.

2. Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.

3. Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности.

4. Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.).

Перспективная модель работы школы к 2010 г.

Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:

ü     базисные учебные предметы;

ü     спецкурсы в структуре учебного плана (в перспективе);

ü     дополнительное образование.

Мы активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию.

Гуманистическая парадигма этой системы состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации: школа предоставляет образовательные услуги, а учащийся выбирает собственную траекторию образования.

С одной стороны, содержание образования определяется государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса.

 

 I модуль

Начальная школа

II модуль

5-7 классы

III модуль

8-9 классы

IV модуль

10-11 классы

V модуль

Педагогический коллектив

Базовые учебные предметы

 

 

 

1.Система развивающего обучения и воспитания.

2.Нравственно-этические программы.

3.Творческие мастерские.

4.НОТ учащихся.

5.Система физкукльтурно-оздоровительных мероприятий

1.Групповые занятия.

2.Новые УМК

3.Творческие группы

4. Предметные кружки и факультативы

5.Библиотечно-библиографические уроки

6.Спортивные секции

 

1.Работа по индивидуальным планам

2.УПК

 

 

1Самообразование

2.КПК

3.Мастер-классы

4.ШМО

Общеучебные навыки + прочные знания + НОТ + глубокий интерес = стремление к познанию

Изучение проблемы + исследовательская работа + участие в олимпиадах = довузовская подготовка учащихся

  1. Организация образовательного пространства.
  2. Организация работы на основе здоровьесберегающих технологий в рамках социально-педагогического сопровождения.

 

Ожидаемый результат.

1 модуль:

ü     создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу;

ü     содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения;

ü     учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска);

ü     постепенное наращивание когнитивных задач с обязательным выходом на государственные стандарты на финише;

ü     развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.

 

 

II модуль:

ü     учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;

ü     усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии;

ü     развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации (учатся мыслить);

ü     расширение содержания образования через введение новых предметов, активизацию познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков, развивающих часов и т.д.;

ü     умение работать с литературой, отбирать и систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т.д.;

ü     умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого;

ü     сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащимся через классы коррекции или коррекционные групповые занятия.

III модуль:

ü     конкретизация познавательных интересов учащихся;

ü     углубление знаний в различных предметных кафедрах НОУ;

ü     групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;

ü     урочная учебная деятельность осуществляется через технологии повышенного уровня: лекции, семинары, зачеты

IV модуль:

ü     учитель - руководитель, выводящий ученика на более высокий уровень обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналогии;

ü     у учащихся появляется достаточно узкая тематика учебных и внеучебных интересов, определяется область профессиональной деятельности, и вся система интересов относится к ней, т.е. вся познавательная деятельность подчиняется определенной личностной цели;

ü     формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;

ü     интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в техникумах и вузах.

 

V модуль:

ü     формирование мотивации части педагогического коллектива на начало и продолжение инновационной деятельности;

ü     качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО; обобщение индивидуального педагогического опыта - создание основ банка ППО школы;

ü     повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных объединениях учителей;

          

ü     дальнейшее формирование УМК в свете поставленных перед школой задач,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005-2010

 

 

 

Перспективное планирование (комплектование) МОУ Ольхово-Рогской СОШ

 

Класс

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

1

10

3

10

6

12

2

8

10

3

10

6

3

13

8

10

3

10

4

10

13

8

10

3

5

13

10

13

8

10

6

17

13

10

13

8

7

20

17

13

10

13

8

12

20

17

13

10

9

11

12

20

17

13

10

13

10

12

15

15

11

11

13

10

10

15

Итого

139

129

126

125

115

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ работы школы за 3 года

 

В течение трёх лет в школе обучалось:

2002-2003 учебный год – 150 учащихся

2003-2004 учебный год –149 учащихся

2004-2005 учебный год – 148 учащихся

 

Результаты учебного процесса за прошедшие годы

 

Продолжение »